11:01 «Идиот» Някрошюса растянулся на 5 часов | |
25.09, 11:36 ГАЗЕТА.GZT.RU На самом деле, торжественное открытие XIX Международного фестиваля «Балтийский дом» состоится 28 сентября. Но перед этим критики и зрители смогу съездить в Хельсинки на выездную сессию фестиваля. 25 сентября в Финском Национальном театре для них пройдет спектакль «Сумасшедшая Финляндия» в постановке известного финского режиссера, разрушителя стереотипов Кристиана Смедса. На следующий день на сцене хельскинского Рюхмятеаттери российским гостям покажут спектакль «Шинель» – вольную интерпретацию пьесы Гоголя в постановке Эсы Лескинен. Близко к тексту Для большинства зрителей «Балтийский дом» ассоциируется со спектаклями литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Каждую свою новую постановку Някрошюс сначала показывает здесь, и только потом везет в другие российские города (в том числе и в Москву). Девятнадцатый фестиваль не стал исключением. Его главным событием станет мировая премьера спектакля Някрошюса «Идиот» по роману Федора Достоевского. Режиссер вместе с 13 актерами исследуют и переносят на сцену практически все сюжетные линии романа, и подробно рассказывают о неоднозначных взаимоотношениях между героями. В результате спектакль длится больше пяти часов. Князя Мышкина играет Даумантас Цюнис, с которым Някрошюс работает впервые. Спектакль покажут на сцене театра «Балтийский дом» дважды – в день торжественного открытия фестиваля и следующий за ним. Москвичам, которые в эти дни не попадут в Санкт-Петербург, не стоит расстраиваться. В ноябре «Идиота» покажут в Москве в рамках фестиваля «Сезон Станиславского». Труп отца Гамлета Тема нынешнего «Балтийского дома» – живой театр. Организаторы убеждены, что он рождается только на стыке взаимоисключающих культурных направлений – традиции и новации, классики и авангарда. И если Някрошюс и его постановки считаются классикой, то другое событие фестиваля – российская премьера спектакля «Гамлет» в постановке литовца Оскараса Коршуноваса – несомненно относится к авангарду. Литовский режиссер пытается расширить возможности современного театра и по праву считается одним из его лидеров. Эпиграфом к его «Гамлету» можно сделать шекспировскую же фразу «весь мир лицедействует». В начале спектакля на сцене стоит ряд гримировальных столиков с огромными зеркалами. Актеры, участвующие в нем, накладывают на лица белый грим. Во время действия они то стирают его с лиц, то заново наносят. Столики служат еще и как активная декорация. Участники спектакля то сдвигают их, выстраивая причудливые фигуры, то снова раздвигают. Чтобы поговорить с призраком отца, Гамлет отправится в морг. И увидит вовсе не дух, а труп, который на несколько минут воскреснет, чтобы призвать его к мести, и снова уйдет в небытие. Офелия в этом спектакле похожа на японку, а королева-мать Гертруда в выпивает отравленное вино прямо из черепа Йорика. На «Балтийском доме» литовского «Гамлета» покажут 3 октября. В Москве его тоже можно будет увидеть в 2009 году, на фестивале «NET» (Новый европейский театр). История «Балтийского дома» Фестиваль проводится ежегодно с 1991 года, обычно в первой половине октября, на сценических площадках одноименного театра. В рамках фестиваля показывают спектакли театров в основном из прибалтийских стран, но также и из России и других стран. За 18 лет в «Балтийском доме» приняли участие более 100 театров из 30 стран. Свои работы представили крупные европейские режиссеры: Кама Гинкас, Лев Додин, Олег Ефремов, Юрий Любимов, Эймунтас Някрошюс, Томас Остермайер, Роберт Стуруа, Римас Туминас, Валерий Фокин, Петр Фоменко, Алвис Херманис и многие друге. Чехов по-литовски, Достоевский по-польски К числу ныне здравствующих театральных классиков относятся польский режиссер Кшиштоф Ясиньский и 88-летний режиссер из Литвы Ольгертс Кродерс. Последний показывает 29 сентября свою версию чеховского «Вишневого сада», поставленную для Валмиерского драматического театра. Работы Ясиньского давно известны в театральной Европе, но режиссер еще ни разу не привозил их в Россию. Организаторы «Балтийского дома» решили исправить эту ошибку и представляют два его спектакля, поставленные в театре «Сцена СТУ» (Краков): «Большая проповедь отца Бернарда» – ее покажут 30 сентября, и «Бесы» – 1 октября. Еще один идиот «Новую волну» современного театра на фестивале представляют более десятка театров. Известный нарушитель общественного спокойствия, украинский режиссер Андрей Жолдак привозит спектакль «Жизнь с идиотом» по рассказу Виктора Ерофеева. Он поставил его для румынского Национального театра «Раду Станка». Таллиннский Театр NO99 выбрал для «Балтийского дома» спектакль «Как объяснять картину мертвому зайцу», а канадский театр СТО Юнион – «7 важных вещей».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |